Веломаршрут для прогулки в центре Калининграда. 10 километров или 80% всего маршрута проходят по выделенным велодорожкам. Поэтому он подходит для любого катания: семейного, в одниночку, на велосипедах, на электросамокатах.
Я люблю кататься на велосипеде. Но не люблю делать это в неприспособленных местах. А российские города(и Калининград в том числе) мало приспособлены для велосипедистов. В последние годы ситуация меняется и появляются выделенные велодорожки, но, за редким исключением, это маленькие изолированные кусочки “из ниоткуда в никуда”.
В общем я сделал попытку собрать все обустроенные велодорожки в центре Калининиграда в один непрерывный маршрут. Сначала нарисовал примерный маршрут на карте, а затем сел на велосипед и проехал по нему сам. И должен признать, что эксперимент удался – результатом я доволен.
Я построил маршрут длиной 12 киломеров, 10 из которых проходит по специально маркированным выделенным велодорожкам или (реже) по очень широким вело-пешеходным дорожкам, где велосипедисты и пешеходы не мешают друг другу.
По велодорожкам удобно кататься не только на велосипеде, но и на электросамокате. В Калининграде работает онлайн-сервис проката самокатов Urent. О том как им пользоваться я писал здесь.
Карта маршрута
Вот карта маршрута. Она интерактивная, ее можно приближать. Вот ссылка на карту, чтобы открыть ее в отдельном окне.
Зеленым цветом обозначены существующие обустроенные велодорожки, общей длиной 10 километров. А красным – то, как я предлагаю их соединить. Я назвал эти участки “переходами”, их общая длина – 2 км. В принципе в переходах тоже нет ничего особо страшного – просто в них нужно будет часто спешиваться, пересекать пешеходные переходы и светофоры, иногда двигаться по узким тротуарам. Синим обозначены ключевые достопримечательности, которые можно увидеть по дороге.
Начинать маршрут, в принципе, можно где угодно. Также не принципиально в каком направлении двигаться. Я начинал с северо-запада от двухъярусного моста, просто потому что мне так ближе от дома. Далее двигался по ул Багрмяна – остров Канта – наб. Трибуца – ул. 9 Апреля – Верхнее озеро – Нижнее Озеро и вернулся на остров Канта. В таком порядке и буду рассказывать про маршрут.
Далее я подробно с фотографиями расскажу о каждой велодорожке, что она из себя представляет – особенности покрытия, насколько удобна для катания и живописна. О каждом “переходе” между велодорожками тоже подробно расскажу. Для тех, кто в городе впервые – сделаю обзор достопримечательностей, которые можно увидеть на каждом участке маршрута. Поехали!
Велодорожка “ул. Баграмяна – остров Канта”
Вдоль улицы Маршала Баграмяна от двухъярусного до эстакадного моста проложена совершенно новая выделенная велодорожка. Я не знал о ее существовании и наткнулся недавно случайно. Кататься здесь – одно удовольствие. Красивое мощение, отсутствие бордюров, и понятная разметка.
Начаинается велодорожка у двухъярусного моста. Это чудо немецкой инженерной мысли – разводной двухуровневый мост (для поездов верхний, для автомобилей нижний уровень), построенный еще в начале XX века. Объект культурного наследия. Изначально механизм был поворотным, после войны заменен на подъемный.
По дороге в этой части маршрута можно полюбоваться на экспонаты музея Мирового Океана: подводную лодку Б-413, гидросамолет Бе-12 и на новый корпус музея в виде земного шара. Можно заглянуть на территорию музея – доступ туда свободный.
Велодорожка постепенно выводит к набережной Петра Великого, которая в районе отеля Holiday Inn выглядит очень современно и по-европейски, примерно как соседнем Гданьске. Эта набережная мне даже больше нравится чем Рыбная Деревня.
Летом 2021 карину портит строительство пешеходного моста на остров Канта. Надеюсь к лету 2022 его построят.
После отеля Holiday Inn новая велодорожка заканчивается и упирается в старую асфальтированную пешеходную дорожку вдоль реки. Она широкая, поэтому кататься тут все равно можно без проблем. К тому же в парке слева есть целая сеть пешеходных дорожек.
Отсюда можно полюбоваться на остров Канта и Кафедральный Собор(сейчас он частично в строительных лесах).
Дальше дорожка заканчивается и упирается в Деревянный мост, ведущий к Рыбной Деревне и острову Канта.
На этом первая часть маршрута заканчивается и нам нужно перебраться к велодорожке вдоль набережной Адмирала Трибуца.
Переход №1
Нужно пересечь улицу Октябрьскую и трамвайные пути по пешеходным переходам. Выглядят они вот так:
После этого мы попадаем к началу еще одной благоустроенной набережной Адмирала Трибуца
Велодорожка “Набережная Адмирала Трибуца”
Набережную благоустроили в 2015 году.
Для велосипедистов здесь выделили отдельную дорожку, которая идет немного выше основной набережной. Покрытие хорошее и ровное, но эта дорожка очень узкая, даже вдвоем сложно разъехаться. Поэтому, если людей внизу немного, велосипедисты часто катаются там вместе с пешеходами.
Дорожка заканчивается тупиком, по маршруту нам нужно доехать по ней до конца, а затем вернуться. Поэтому в одну сторону я ехал по верхней части, а в обратную – по нижней.
Дорога проходит под вторым эстакадным мостом.
По дороге будет большой супермаркет SPAR, в который удобно заехать, чтобы купить водички или что-нибудь перекусить. На противоположном берегу реки будет виден стадион “Калининград”, на котором проводились матчи Чемпионата Мира по футболу 2018.
Благоустроенная набережная заканчивается здесь.
Дальше нужно развернуться и вернуться ко второму эстакадному мосту.
Переход №2
Это самый длинный наш “переход” между оборудованными велодорожками, его длина 750 метров. Суть в том, что нам нужно выбраться на велодорожку по улице 9 Апреля, которая в свою очередь ведет к Верхнему озеру.
Под вторым эстакадным мостом нужно по диагонали подняться к пешеходному переходу.
Затем повернуть направо и через еще один пешеходный переход выйти на улицу 9 Апреля. По ней нужно подниматься вверх до перекрестка с улицей Фрунзе – выделенная велодорожка начинается там. Тротуар на этом участке широкий, а людей немного.
Строение из красного клинкерного кирпича с цифрой 1899 слева от нас – это часть комплекса зданий кредитного банка «Восточно-Прусский ландшафт»
Велодорожка “улица 9 Апреля”
Это самая короткая велодорожка в нашем маршруте длиной примерно 1 км. Ничего особенно интересного на ней нет, но она ведет прямо к Верхнему озеру и по ней можно удобно проехать не пересекаясь с пешеходами. И на том спасибо.
Велодорожка здесь просто выделена как часть тротуара.
Покрытие нормальное, разметка присутствует.
Местами бывает так:
Переход №3
Чуть-чуть не доезжая развязки и большого транспортного кольца нужно перейти улицу 9 Апреля на другую сторону, на площадь Василевского(ориентир – памятник маршалу Василевскому). Несмотря на то, что велодорожка уходит дальше. Если этого не сделать – потом долго будете искать другой пешеходный переход чтобы попасть к Музею Янтаря.
После этого еще раз воспользуйтесь пешеходным переходом через ул. Черняховского и попадете к Музею Янтаря. У музея есть велопарковка, к ней можно пристегнуть велосипед и немного размяться, побродить по окрестностям, ну или зайти в музей.
Для того, чтобы попасть на велодорожку нужно найти дырку в стене. Я не шучу – это единственный проход к озеру и набережной. Ну а что вы хотите, Музей Янтаря находится в башне Дона – немецком оборонительно-валовом сооружении. В апреле 1945 года, во время штурма Кёнигсберга, гарнизон, расположенный в башне Дона сдался самым последним. Знамя Победы было водружено на башню Дона 10 апреля 1945 по распоряжению того самого маршала Василевского.
Велодорожка “Верхнее озеро”
Это, пожалуй, главная и самая богатая на инфраструктуру велодорожка Калининграда. Ее длина – 4 километра, покрытие отличное. По всей набережной Верхнего озера расположены скамейки, кафешки, точки проката самокатов, катамаранов и т.п.
Но есть существенный минус – в хорошую погоду здесь не протолкнуться. Людей множество и разметку они не соблюдают, по велодорожке гуляют прохожие, мамы с колясками. Кататься трудно.
Когда я добрался до Верхнего озера начался сильный ливень, поэтому фотографий отсюда у меня почти нет. Придется поверить наслово, что здесь очень красиво.
А вот и самокаты Urent. По ссылке найдете мою инструкцию как пользоваться этим сервисом.
Позже немного распогодилось и конец велодорожки на Верхнем озере в районе отеля Mercure Kaliningrad удалось заснять в редких лучах солнца.
Что посмотреть туристу на это этом участке маршрута? Можно заглянуть в исторический район Марауненхоф – это довольно хорошо сохранившийся немецкий район частных вилл начала XX века на западном берегу Верхнего озера. А еще неподалеку находится популярный парк аттракционов Юность.
Переход №4
В районе отеля Mercure велодорожка заканчивается и, для того чтобы перейти к Нижнему озеру, нам нужно пройти всего лишь 200 метров через Озерный проезд и пешеходный переход на улице Черняховского. Буквально через дорогу начинается новая велодорожка.
Велодорожка “Нижнее Озеро”
Выделенной дорожки для велосипедистов на Нижнем озере нет. Но есть широкие вело-пешеходные дорожки, на которых места достаточно всем. Да и людей здесь намного меньше чем на Верхнем озере. Поэтому катание более спокойное и расслабленое.
На этом участке маршрута можно во всей красе разглядеть Дом Советов.
Или “голову робота”, как его еще иногда называют.
Другой интересной точкой, как ни странно, является современный жилой комплекс. Дело в том, что застройщик пытался воспроизвести некогда одно из самых красивых зданий в Кенигсберге – пансионат Бельвью. Здание было уничтожено в ходе войны. Вот так выглядел Бельвью.
А вот таким получился ЖК Росгартен. Похоже или нет – судите сами.
Переход №5
Велодорожка заканчивается в районе улицы Шевченко и Дома Советов. Отсюда можно спуститься в район острова Канта, Рыбной Деревни и замкнуть маршрут. До Деревянного моста, ведущего на остров Канта и начала набережной Трибуца примерно 500 метров. Дорога несложная, единственным препятствием может стать лестница, ведущая к переходу через Московский проспект. Она в плохом состоянии, но есть пандусы.
Надеюсь у вас получится воспользоваться этим маршрутом, буду рад услышать обратную связь в комментариях.
Читайте также:
- Районы Амалиенау и Хуфен. Гулям по старому Кенигсбергу.
- Прокат самокатов Urent в Калининграде. Личный опыт
- Самостоятельно на Куршскую косу
Администратор и создатель проекта “Едем в Калининград”
Моя цель – сделать этот путеводитель твоим главным помощником при поездке в Калининградскую область.
Подскажите, пожалуйста, где в Калининграде (а заодно в Зеленоградске и Светлогорске) взять напрокат велосипеды?
Майя, в Калининграде есть на Верхнем озере, справа от отеля Меркури, если стоять лицом к озеру. В Сетлогорске, насколько я помню прокат есть на площади у Янтарь-холла. В Зеленоградске думаю тоже без труда найдете в туристической зоне, где-нибудь на променаде.
В Калининграде еще есть в крупных веломагазинах прокат, например вот – https://planetasport.ru/rent/velosipedy/
Спасибо!
Посоветовал бы автору разобраться в терминах. Т.к. на большинстве фотографий “Пешеходная и велосипедная дорожка с разделением движения”. Велосипедных дорожек в городе почти нет.
Спасибо, мне очень понравилось. Обязательно проеду по этим маршрутам.
Мы сегодня воспользовались вашим маршрутом и прекрасно покатались! Ехали от Северного вокзала, где и брали велики в прокат, и после озер проехали еще по ул.Некрасова до большого лесопарка с прудами. Обратно возвращались через рыбную деревню и музей марципана. Калининград очень зеленый и приятный город!
Перепутала – от ЮЖНОГО вокзала! И туда же вернулись!
Кстати, рядом с Мировыми часами находится достопримечательность – место, где стоял дом Э.Т.Гофманна.
Здравствуйте. Ребенок делает проект по Зеленоградской велодорожке. Хочет в одном из слайдов прикрепить вашу карту. Можно? На чье авторство статьи ссылаться? спасибо!
Ольга, можно. Укажите, что карта с сайта go-kaliningrad.ru